Top.Mail.Ru
Воскресенье, 1 ноября 🌧 +7°
Общество

Корвалол и энергетик: почему смесь смертельно опасна для подростков в России

Организм подростков получает одновременно команды «замедлиться» и «ускориться» — это как нажимать на газ и тормоз одновременно, предупреждают брянские медики.

Корвалол и энергетик: почему смесь смертельно опасна для подростков в России

В Брянской области, как и в других российских регионах, растет тревожный тренд: подростки смешивают корвалол с энергетическими напитками в поисках необычного состояния. В соцсетях появляются инструкции, а возле школ находят пустые флаконы лекарства. Для медиков и родителей это реальная угроза здоровью и жизни детей.

Почему это опасно

Угроза в прямом конфликте двух противоположно действующих веществ. Как объясняет Александр Ворона, главный специалист Департамента здравоохранения по детской психиатрии и председатель Брянского регионального отделения Российского общества психиатров, корвалол содержит фенобарбитал — вещество, которое угнетает центральную нервную систему, замедляет реакции, снижает частоту сердечных сокращений и артериальное давление.

Энергетики действуют противоположно: кофеин и другие стимуляторы разгоняют нервную систему, учащают пульс и повышают давление. Организм одновременно получает команды «замедлиться» и «ускориться» — как если бы водитель одновременно нажимал на газ и тормоз. В результате сердце, сосуды, печень и почки испытывают колоссальную нагрузку.

«Не существует безопасной дозы в такой смеси. Последствия могут быть самыми тяжелыми: от сильного сердцебиения, тахикардии и резких скачков давления до остановки сердца. Особенно высок риск, если после употребления коктейля подросток идет на тренировку, танцы или любую другую физическую активность», — объяснил Ворона.

Симптомы и осложнения

При употреблении такой смеси возможны:

  • со стороны сердечно-сосудистой системы: сильное сердцебиение, тахикардия, аритмия, резкие перепады давления, перегрузка сердца;
  • со стороны нервной системы: спутанность сознания, дезориентация, нарушение координации, тремор, сильная сонливость или, напротив, тревожность и панические атаки;
  • общие симптомы: головокружение, потливость, тошнота;
  • тяжелые осложнения: угнетение дыхания, острое отравление, поражение печени и почек.

Повторное употребление смеси в короткие промежутки времени резко повышает риск острого повреждения внутренних органов. Регулярное потребление может сформировать привыкание и повысить вероятность перехода к более опасным веществам.

Мнение экспертов

Иван Пихенько, председатель комиссии Общественной палаты Брянской области по образованию и патриотическому воспитанию, подтвердил, что тренд действительно существует и вызывает серьезную обеспокоенность.

«В погоне за мнимым опьяняющим эффектом подростки смешивают два взаимопротивоположных по действию вещества. Это реально опасно! Организм испытывает колоссальную нагрузку, возможна даже потеря сознания. И здесь нет другого выхода, кроме просвещения: нужно разъяснять, объяснять, убеждать в опасности таких экспериментов над здоровьем», — говорит Пихенько.

Попытки «сбалансировать» эффекты — например, выпить энергетик, чтобы побороть сонливость от корвалола, или наоборот — не просто бесполезны, а вдвойне опасны. Кофеин не является антидотом к фенобарбиталу, и такие эксперименты лишь усиливают нагрузку на организм.

Что делать

Родителям и педагогам нужно:

  • Не игнорировать тревожные признаки: сильное сердцебиение, головокружение, потеря сознания, нарушение дыхания — это повод немедленно вызвать скорую помощь (103 или 112).
  • Не заниматься самолечением. Любые проблемы со сном, тревогой или упадком сил нужно обсуждать с врачом.
  • Говорить с детьми открыто и честно о рисках. Важно объяснять физиологию: как смесь действует на тело и почему это реальная угроза жизни, а не «приключение».
  • Контролировать цифровой след: следить за челленджами и «советами» в школьных чатах. Опасные публикации нужно сообщать в администрацию школы и компетентные органы.
  • Создавать альтернативы: подростковая тяга к острым ощущениям естественна, но её можно направить в безопасное русло — спорт, квесты, творческие проекты, экстремальные виды спорта под контролем профессионалов.

Проблема в региональном контексте

В Брянской области эта проблема пока не стоит остро, однако экспертам небезразлична её актуальность. Доступность компонентов коктейля (энергетики продаются практически повсеместно, корвалол — безрецептурный препарат) делает эксперимент пугающе простым. При этом уровень осведомленности подростков о реальных рисках остается крайне низким: эффект из соцсетей кажется «безопасным приключением», а медицинские предупреждения — скучной лекцией.

В других регионах ситуация серьёзнее. Месяц назад в Москве едва не умер 16-летний школьник из-за «трендового коктейля». В Краснодаре четыре девочки 14–15 лет оказались в коме после употребления лекарств в поисках «эйфории».

Опасный тренд — это не просто медицинская проблема, а социальный вызов. Справиться с ним можно только совместными усилиями врачей, учителей, родителей и самих подростков, которым важно донести простую мысль: здоровье не стоит ни одного вирусного ролика, а жизнь — слишком высокая цена за минутное любопытство.

Читать только то, что вам интересно

Напишите свои темы — соберём ленту новостей Брянска под вас. Без регистрации.

Чтобы лента по вашим запросам сохранилась навсегда и на всех устройствах — зарегистрируйтесь.

← Ко всем новостям

Комментарии 0

Пока нет комментариев. Будьте первым.

Читайте также

Подписаться на рассылку
Открыть поиск: / · закрыть: Esc
——
0:000:00

Вход

Нет аккаунта? Зарегистрироваться